Вопрос:

Здравствуйте. Мне двадцать девять лет, а я никак не могу найти свое призвание или занятие, которое бы увлекало довольно долгое время. Поступив в институт (факультет психологии), на первом курсе сбылась моя мечта, прошла обучение на консультанта- психолога Молодежного телефона доверия. Проработала пять лет, а институт бросила, т.к. стало скучно, теорию никогда не любила. Да и практическая работа взяла верх. В жизни вообще получалось так, что о чем мечтала — всегда добивалась.

Теперь как-то пусто. Чего хочу – не знаю. На первый взгляд все хорошо: прекрасный муж, хорошая работа. Думала восстановиться в институт, но понимаю, что душа не лежит. Хотя психологией продолжаю увлекаться. Вот и стою на распутье.

Ответ:

Сначала хочу предложить прочитать отрывок из своей книги «Мастерская психологического консультирования» — «Личность и сущность». На мой взгляд, его прочтение сможет вам помочь.

«Однажды на консультацию пришла женщина с такой проблемой: “Я достигла всего, чего хотела. У меня есть прекрасный муж, две замечательные дочери, свой дом. Деньгами я себя обеспечила на всю жизнь. Все вроде замечательно, но есть один момент, который мне мешает. У меня нет радости”. В чем же здесь проблема? Человек добился своего, а недоволен. Речь идет о внутреннем конфликте, но только вот между чем и чем?

Чтобы в этом разобраться, я предлагаю различать в человеке внешнюю и внутреннюю части. К внешней части я отношу все, что человек получил от других людей, к внутренней то, что является его сущностью. Внешняя часть – это как бы упаковка, форма для сущности, она необходима при контакте с другими людьми. В психологии внешняя часть традиционно обозначается понятием “личность”. При этом надо помнить, что само слово личность происходит от слова “личина”, то есть маска.

Когда человек рождается, он имеет “нулевую” личность и “голую” сущность. Затем через родителей начинается построение личности — ребенку дают имя, обучают словам, развивают сознание, формируют систему ценностей, самооценку, направленность, жизненные принципы и тому подобное. На этом этапе личность никогда не соответствует сущности. Она создается другими людьми, в основном родителями, такой, какую они считают правильной. После определенного этапа жизни, когда у человека возникает самосознание, появляется шанс “второго рождения”. То есть мы можем перестроить данную нам личность уже изнутри, на ту, которая подходила бы нашей сущности. Личность необходима для выживания. Это психологический инструмент человека для достижения целей. В зависимости от масштаба цели можно говорить и о масштабе личности (крупная, мелкая, противоречивая и тому подобное).

Сущностью, то есть внутренней частью человека, является его целостность. Если высший комплимент для личности касается умственных способностей, то развитие сущности соотносится со становлением мудрости человека. Сущность необходима для постижения и построения смыслов существования человека. Поэтому, можно отдельно, кроме возраста тела (биологический возраст), выделить возраст личности и возраст сущности в человеке.

Проблемы возникают, когда образуется значительный разрыв между личностью и сущностью. Если у человека зрелая сущность и неразвитая личность, то ему сложно в социальном плане (зарабатывать деньги, строить карьеру, добиваться престижа и т. п.). Но гораздо чаще бывает наоборот. Огромное количество сил человек тратит лишь на внешнюю оболочку, оставляя свою сущность неразвитой. Банкир может иметь сущность подростка, учительница – сущность маленькой девочки. Если говорить о неврозе, то в его основе лежит это несоответствие: личность уже взрослая, а сущность все еще детская. По мере взросления социальная нагрузка увеличивается, и слабая сущность не выдерживает.

Когда-то я смотрел фильм, где один мальчик очень хотел стать взрослым. В результате волшебства он превратился в мужчину. Но взрослым он стал только внешне, а внутри остался таким же ребенком. Это иллюстрация того громадного стресса, когда ребенок должен изображать взрослого человека. Как защита от этого, начинается невроз, то есть уход в болезнь. Таким образом, в описанном выше примере консультации мы имеем конфликт между зрелой личностью и неудовлетворенной детской сущностью. Это похоже на ситуацию, когда родители постоянно отказывают ребенку в исполнении его желаний, ссылаясь на “потом”. Внутренний ребенок этой женщины прождал столько лет, но так ничего и не дождался. По-прежнему человек занимается только своей личностью (деньги, статус, карьера). Психологическая помощь в данном случае должна ориентироваться на обнаружение для человека этого скрытого “ребенка” и помощь ему во взрослении».

Это упоминание о сущности есть в вашем письме, когда вы говорите – «душа не лежит».  Может, настало время заглянуть внутрь и ориентироваться на душу. А ориентир простой. Все, что сделано по душе, дает прибавку энергии, то есть радость.