В данной статье будет изложен авторский подход к разрешению межличностных и внутриличностных проблем, обусловленных дисбалансом мужского и женского начал, в процессе психологического консультирования и психотерапии с учетом гендерных особенностей. В основе данного подхода лежат знания, интегрированные из духовных практик, психологии, психотерапии.

Концептуальная идея подхода заключается в том, что в отличие от направлений (психоанализ, интеракционизм, когнитивизм), исследующих механизмы конструирования гендерной идентичности, с акцентом на гендерные роли, основой которых является именно социальное проявление, мы, исследуя феномен кризиса гендерной идентичности, переносим внимание на аспекты психологии, которые исследуют сферу социальную,психоэмоциональную, сексуальную, а также духовную направленность личности человека, экзистенциальной стороны человека.

В данном подходе мы предлагаем пошаговую модель консультирования, благодаря чему возможна диагностика «мужского» и «женского» начал как отдельно взятой личности, и диагностика в паре. Проблемы в межличностных отношениях (включая брачно-семейные, детско-родительские, деловые, интимные и другие взаимосвязи) занимают одно из ведущих мест в психологическом консультировании и психотерапии.

В результате терапии по методу «пошаговой модели» пробуждая мужскую и женскую сущности, снимая двойственность, конфликтность в проявлениях мужского и женского начал в человеке, в процессе консультирования восстанавливается нарушенный баланс в отношениях (психотерапевт, наблюдая за нарушениями, может помочь продиагностировать , отразить их и скорректировать).

Итак, в пошаговой модели консультирования мы выделяем «психоэнергетическую партитуру состояний», которые проявляются в «шагах»: трех мужских и трех женских. К мужским «шагам» относятся «направление», «структура», «точка», к женским – «предоставление пространства», «заполнение пространства», «благодарность».

При этом в процессе консультирования постоянно решается следующий круг психодиагностических и психотерапевтических задач: анализ женских ошибок, деформирующих мужчину, возможности женщины в развитии творческого потенциала мужчины, анализ жизненных смыслов женщины во взаимоотношениях с мужчиной и мужчины с женщиной, источники и способы взаимного развития пары, анализ кризиса личностного развития мужчины и женщины и внутренних ресурсов для его преодоления.

Одним из ключевых моментов является существующий миф о «половинках». Таким образом, отношения строятся изначально от недостатка. В процессе психотерапевтической работы идет работа с целостностью мужчины и женщины. В результате формируется практическая жизненная программа для женщины, творящей и созидающей себя и своего успешного мужчину и отработка женских моделей поведения и действий по необходимому творческому и энергетическому взаимодействию с мужчиной.

В настоящее время в связи с интенсивностью и все большей включенностью в социальные взаимодействия, возрастает социально-психологическая нагрузка на женщин. Женщине становится все сложнее разделять и распределять функции в семье и на работе, и у нее остается все меньше времени на личную самореализацию. (Профессионализм и личностные регуляторы не дают опоры в той мере, в которой это необходимо).

На процессах половой гендерной роли отражаются особенности субъективного восприятия времени, детерминированные ускорением физического времени и динамикой социально-экономических отношений. В современном мире все больше тенденций к стиранию границ, стираются границы «Я» в пространстве «Мы» и границы между мужчинами и женщинами. Наблюдаются тенденции к подражанию мужскому поведению у женщин, нивелированию ценностей материнства, женственности, стиранию понимания гендерной роли.

Женщины все чаще включаются в мужские виды деятельности, а мужчины становятся все более «феминными». В результате чего, отхождение от сути мужского и женского начал отражается на особенностях психологии мужчины и женщины, их социальных ролях, что приводит к «масочному» поведению.

Социальная успешность и «чрезмерная социализация» женщины, отражающиеся на ее поведении (черты «стервозности», «бездушности»), часто ведут к внутренней неудовлетворенности мужчин женским поведением, что сказывается на качестве совместной жизни. Из существующих стилей партнерских отношений на первый план выходят доминирование, манипулирование, соперничество, а партнерство и содружество оказываются невозможны, в силу вышеперечисленных причин.

Специально разработанная практическая программа предназначается для тех женщин, которые настроены на позитивные изменения во взаимоотношениях с мужчиной, стремятся развить свою индивидуальность в совместном диалоге, и хотят научиться сохранять баланс между ограничениями и свободой в отношениях полов.

Переходя непосредственно к раскрытию понятий «трехшаговой модели» хотим отметить, что все «шаги» нанизываются на духовную составляющую в человеке – в мужчине и в женщине. Духовный аспект – это тот необходимый смысл, который дает, ответы на вопросы: «зачем?», «ради чего?». Именно духовная направленность дает возможность человеку преодолеть внутренние кризисы: кризис личностного развития мужчины и женщины и внутренние ресурсы для их преодоления, экзистенциальный кризис и кризис личностной идентичности. Получение ответов на вопросы «кто я?», «в чем смысл моего существования?» дает связь с внутренним источником энергии.

Природная женская энергия, тот природой заложенный потенциал, с которым она рождается, утрачивается в результате неправильного воспитания (жесткость воспитания, поощрение мужского стиля поведения сначала в семье, потом в школе, а потом и в вузах) и «сворачивается», не находя социального поощрения. В процессе консультирования используется принципиально новый подход, предполагающий раскрытие внутреннего потенциала женщины для ее личностного роста и улучшения взаимодействия и взаимопонимания в партнерских отношениях.

Раскрывая глубину понятия «направление» мы приходим к выводу, что когда мужчина чувствует ответственность, главенство, он может вести за собой. Женщина, по природе созданная давать жизнь, созидать, «вдыхает» в движение, в направление, в процесс, в ситуацию свою энергию. При этом, она может быть вдохновляющей, открытой, чуткой, созвучной своей женской природе. В тот момент, когда мужчина осознает, что женщина принимает и поддерживает его направление движения, мужчина активно структурирует текущий процесс. Учитывая, тот факт, что у каждого мужчины своя отличная структура (у одного масштабные проекты, у другого – миниатюрные), важным моментом для женщины является умение видеть структуру «своего» мужчины, и определять подходит ли данная структура конкретно для нее.

Когда женщина хочет «переустроить» мужчину, и она видит, что нужно убрать, что добавить, в структуру «своего» мужчины, то возможно ей вовсе не стоит принимать данное «направление», так как структура данного мужчины ей не подходит. Навык по умению определять подходит или нет конкретной женщине то или иное «направление» мужчины, может иметь важное прогностическое значение на начальном этапе отношений.

«Заполнение» – это «психоэнергетическая сила» женщины, благодаря которой женщина ощущает свою реализованность, творческий потенциал, нужность, и в итоге «расцветает» и «раскрывается во всех своих «ипостасях». Таким образом, осуществляетсяработа с энергетическими ресурсами женщины, как основными источниками ее здоровья, силы и молодости.

Процесс «заполнения» может носить неуправляемый, хаотичный характер и женщине бывает необходима «направляющая» роль мужчины. Мужчина своей решительностью и отсутствием сомнений помогает женщине остановиться, увидеть завершенность процесса и поставить «точку».

Существует большое количество стереотипов по поводу женского поведения, которые в настоящий момент не работают. Для решения данной проблемы нами была разработана специальная методика «Некоторые секреты женской мудрости», по которой мы проводим практикоориентированные занятия. Мы используем элементы социально-психологического тренинга, коучинга, ролевые дискуссии, техники визуализации, терапию текстом, танцедвигательную терапию, практику по расширению «коридора возможностей», что помогает справляться со страхами.

Для большей целостности женщин и соединенности ее с природно-стихийной составляющей в процессе работы мы обращаем внимание на необходимость осознавать и логически обосновывать происходящее, не поддаваясь только эмоциональным состояниям. При этом, мы опираемся на теорию уровней гендерных различий мужчин и женщин в эмоциональности: эмпатия и эмпатическая экспрессия; эмоциональные переживания и эмоциональная экспрессия, а так же, гендерных различий в «Большой Пятерке факторов»: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность, открытость к опыту. Важное значение в оценке гендерных различий играет роль мотивации достижений (по шкале Роттера).

Учитывая психологические отличия между полами в способности к ориентированию в пространстве, когнитивных и интеллектуальных возможностях (математические способности, речевые навыки и агрессивность по Маккоби и Джеклин), мы отмечаем, что особенностью женского интеллекта и сильной стороной ее психики является «думание образами», нечеткими множествами. Это в свою очередь, обуславливает сложность вербализации переживаний. Очень часто женщина говорит: «Я чувствовала …, но не смогла объяснить».

В процессе психологических занятий по нашей методике происходит уменьшение дистанции между чувствами и мыслями. Познакомившись со своим внутренним миром, чувствами, желаниями, планами на будущее женщина обретает возможность привести все в гармонию, порядок и начать активную самореализацию.

Таким образом, консультационная и психотерапевтическая работа направлена на активизацию психофизиологических ресурсов, обеспечивающих высокий уровень витальности и энергетики у женщин, восстановлению целостности, обретению внутриличностных и межличностных границ, работе с «негативными» установками, созданию баланса между социальной и природной составляющей, развитию «женского интеллекта», обучению «объемному мышлению» , что поможет сохранению полноты бытия в течение всей жизни и повышению качества частной и интимной жизни.

В методическом плане нами предлагается подробная, методически структурированная программа ведения женских личностных групп и индивидуальных консультаций, с использованием синтеза психотерапевтических и психоэнергетических методик в консультировании.

Список литературы:

  1. Весельницкая Е.И. Женщина в мужском мире. Спб . : Фонд «Лики культур», 2002. – 150 с.
  2. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. — СПб.: Алетейя, 2004. — 408 с.
  3. Петрушин С.В. Любовь и другие человеческие отношения. СпБ , 2011. – 141 с.
  4. Петрушин С. В. Резонансное консультирование. Казань, 2012. – 183 с.
  5. Практики семейной расстановки: Системные решения по Берту Хеллингеру / Сост. Г. Вебер. М.: Международный институт консультирования и системных решений; Высшая школа психологии, 2004. – 343 с.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
  7. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 220 с.

Ахмадуллина Анжела Анваровна, к. псх. н., психотерапевт Европейского реестра, директор «Тренинг-центра ИНО КФУ»